Казаченкова Л.А. Медиа- и информационная грамотность в обществах знания. - Современная библиотека. - 2012. - №6. - С. 46-55
24-28 июня 2012 г. в Москве состоялась международная конференция «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания», собравшая 130 экспертов из 40 стран мира со всех континентов. В столицу России для обсуждения проблем медиа- и информационной грамотности и деятельности по её продвижению приехали представители Австралии, Азербайджана, Аргентины, Бангладеша, Беларуси, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Германии, Египта, Замбии, Израиля, Индии, Ирака, Италии, Кабо-Верде, Казахстана, Канады, Катара, Китая, Кыргызстана, Латвии, Ливана, Литвы, Малайзии, Мексики, Молдовы, Нидерландов, Норвегии, Польши, России, Сербии, Соединённых Штатов Америки, Судана, Турции, Украины, Филиппин, Финляндии, Франции, Хорватии. Среди участников - руководители и эксперты ведущих специализированных международных правительственных и неправительственных организаций; исследователи и преподаватели, работающие в сфере журналистики,
библиотечного дела, педагогики; представители органов власти, осуществляющих управление в сфере образования, библиотечного дела, печатных и электронных СМИ; профессиональных общественных объединений в сфере медиа- и информационной грамотности; сотрудники организаций и учреждений, занимающихся изданием профессиональной литературы в сфере медиа- и информационной грамотности; руководители СМИ. Организаторами конференции выступили Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» и Секретариат ЮНЕСКО, Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества.
"Понятие грамотности постоянно меняется. Мы переживаем технологическую революцию и становимся свидетелями важных демографических, экономических и социально-политические изменений, происходящих во всём мире. Растёт физическая и виртуальная мобильность. Влияние глобализации ощутимо даже в тех областях, о которых мы не могли себе представить..." - сказал в своём видеоприветствии конференции Я. КАРКЛИНС, заместитель генерального директора ЮНЕСКО по коммуникациям и информации. Важность и своевременность встречи ведущих мировых экспертов были отмечены в приветствиях Министерства культуры Российской Федерации, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), ЮНЕСКО, Департамента средств массовой информации и рекламы г. Москвы.
ЦИФРОВАЯ МАТРИЦА: МИР МЕНЯЕТСЯ НА ГЛАЗАХ
ЮНЕСКО говорит о том, что необходимо расширить понятие «грамотность», что его нельзя понимать как базовые навыки письма и чтения, оно стало динамичным, ситуативным и включает способность находить, понимать, критически осмысливать, создавать информацию и общаться с её помощью. Причём информацию разную, существующую на всех видах носителей. Понятие «цифровая эпоха» мало кого уже удивляет, хотя ещё недавно шли баталии по поводу его дефиниций. Но прошло всего два года, как мы стали говорить о новом качестве этой цифровой эпохи - её мобильности. Так, по данным TNC, уже в 2011 г. число пользователей мобильного Интернета в России выросло примерно на 20%. В. Долгов, генеральный директор Google Россия, в интервью журналу «Интернет в цифрах» отмечает, что в нашей стране примерно 30 млн пользователей мобильного Интернета, «а если говорить о западных, то японцы проводят сейчас около двух часов в день в мобильном Интернете. В Индии каждый месяц подключаются 9 млн человек. Обладатели і Phone используют мобильный поиск в 50 раз чаше... Около 30% музыки продаётся через Интернет, загружается на телефоны или плееры. Появилось понятие «мобильная коммерция». В США есть организация, которая продаёт предметы роскоши, а основной способ оплаты - через мобильный телефон, подключённый специальной программой к банковскому счёту... В Индии живёт 30 млн пользователей мобильных кошельков, подключённых к телефонам».
Росту числа пользователей мобильного Интернета способствует и распространение беспроводных сетей Wi-Fi, к которым сегодня можно подключить практически каждый мобильный телефон, оснащённый необходимым для этого модулем. В городах-миллионниках бесплатные хотспоты можно встретить повсюду, в любом общественном месте. А в некоторых городах, хоть и виде эксперимента, операторы предоставляют бесплатный доступ в Сеть по Wi-Fi в общественном транспорте. Например, в московском метро в этом году уже на многих станциях доступна Wi-Fi-связь. Более того, аналитическая компания StatCounter опубликовала отчёт, из которого следует, что 10% мирового интернет-трафика генерируется пользователями мобильных устройств. Ещё два года назад этот показатель был на отметке в 4%. Иными словами, речь стала идти не только об использовании готовой информации, но и о создании собственной в режиме мобильности. Для чего люди используют мобильный Интернет? 15 мая 2012 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (BLIHOM) опубликовал данные своего опроса о том, для чего российским пользователям нужен мобильный Интернет. Так вот, ответы очень показательны: 65% - для поиска информации, 54% - для пользования социальными сетями, 31%-для работы с электронной почтой, 27% - для просмотра новостей, 20% - для прослушивания музыки, просмотра фильмов или чтения книг.
Другая сторона дела - аппаратные средства. И тут время бежит вперёд ещё более неумолимо. Нетбуками, iPad, планшетными компьютерами всех мастей уже никого не удивишь. Им на смену приходит новое поколение ультрабуков, построенных на гибридных технологиях. В этом номере журнала есть развёрнутая статья о последних новинках в этой отрасли. Так вот это не простые планшетные компьютеры, это полноценные ультрабуки со съёмными панелями-мониторами, которые можно использовать и как планшеты. И работают эти устройства уже не на Android, а на Windows 8, то есть предоставляя весь набор программных средств, необходимый не только для просмотра фильма в самолете или выступления на сцене с презентацией, но и для полноценной работы с офисными программами, иллюстрациями и т.д.
Мало того, на рынок выходят ультрабуки с двумя экранами: один из которых размещён в привычном для нас месте -на внутренней панели, а второй - на внешней панели крышки ноутбука. Кажется, что ответ на вопрос «А возможно ли сейчас жить без навыков медиа- и информационной грамотности?» вполне очевиден: «Конечно, невозможно». Но не всё так, как нам хочется, увы. Мы живём в эпоху смены парадигм - социальной, экономической, общественной, информационной и т.д. За этой сменой часто не успевает даже молодёжь, а что говорить о других поколениях. Кстати, именно молодёжь и стала причиной того, что учёные умы задумались над тем, как развивать навыки информационной грамотности. Это случилось около 30 лет назад!!! Преподаватели вузов в разных странах мира (США, Великобритании, Франции, Германии и др.) заметили, что среди первокурсников вузов большой процент отчисления по результатам экзаменов первого года. И это при всём том, что эти дети успешно выдержали вступительные экзамены, не пропускали занятий, но... Когда преподаватели исследовали причины, то пришли к ужасающему выводу - у студентов первых курсов очень плохие навыки работы
с информацией: они не умеют её находить, анализировать, применять. Напомню, что речь идёт ещё о прошлом веке!!! Вот тогда в разных странах появились специальные программы по развитию информационной грамотности сначала студентов, а затем и школьников. Как напишет в своей статье Фредерик Блин, директор по делам библиотек и органов научной информации при Министерстве образования Франции, Франция последовательной национальной политике по развитию информационной грамотности в высшем образовании посвятила 25 лет! А вот «при отсутствии государственной и/или региональной политики в области информационной грамотности ответственность в этой области ложится на учебное заведение и очень часто на библиотекаря (библиотекарей) университетской библиотеки. Именно им предстоит стать пионерами в деле претворения в жизнь изменений, в результате которых библиотека должна стать одной из основных составляющих университетского образования. На таком фоне стал развиваться Проект по информационной грамотности в филиале Вест-Индского университета в Кейв-Хилле», - написано в статье Ингрид Итон. Эти и другие интересные сведения о том, как шло развитие проектов по информационной грамотности, можно прочитать в книге: Информационная грамотность: международные перспективы : Секция информационной грамотности ИФЛА / под ред. Хесуса Лау ; [пер. с англ.: Е.В. Малявской]. -М.: МЫБС, 2010.- 237 с. : ил. ; 22 см. - Библиогр. в конце гл. Полный текст книги также доступен на сайте Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»:
http://ifapcom.ru/ru/news/1042.
Один из важнейших выводов учёных сводится к тому, что необходимо научить не только находить информацию, но и «преобразовывать её в знание, рационально пользоваться этим знанием и на этой основе самим создавать новое знание», уделяя огромное внимание критическому мышлению. Современная информация очень многолика, к привычной текстовой добавилась ещё и аудио-, видео-, другая медийная информация. Как быть с ней? Как объединить эти два понятия или, вернее, как правильно их толковать, какие программы, технологии и инструменты выбрать для обучения различным видам грамотности? Этим и многим другим вопросам и была посвящена международная конференция «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания».
СОГЛАСОВАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
Пять пленарных заседаний - пять тем для размышления. Наверное, так можно определить идейный принцип программы этой конференции, логически чётко выстроенной от теоретических проблем к практическому внедрению:
- грамотность в контексте обществ знания;
- медиа- и информационная грамотность как качественно новый концепт: связь с другими видами грамотности;
- медиа- и информационная грамотность в обществах знания: стратегия развития, возможности применения и продвижения;
- медиа- и информационная грамотность: наращивание потенциала, инструменты и средства (региональный и национальный контексты);
- медиа- и информационная грамотность: наращивание потенциала, инструменты и средства (институциональный контекст).
Вроде бы традиционный принцип «от теории к практике», хотя я не рискнула бы назвать программу этой конференции традиционной. Она скорее походила на классический тренинг: с глубоким погружением в проблему (в ключевых докладах пленарных заседаний), затем с детальным рассмотрением технологий, инструментов в рабочих группах, на круглых столах; и выходом с итоговым документом и рекомендациями для сообщества.
Открыли первое пленарное заседание, посвященное концепции медиа- и информационной грамотности в обществах знания, Е.И. КУЗЬМИН, председатель Межправительственного совета и Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, T.Л. МАНИЛОВА, заместитель директора Департамента науки, образования и информационных технологий - начальник отдела библиотек и архивов Министерства культуры РФ. Они обозначили цели и темы конференции, среди которых важнейшее место занимают разработка концепции медиа- и информационной грамотности и стратегии её развития как неотъемлемого условия построения обществ знания, оценка уровня развития компетенций медиа- и информационной грамотности на национальном уровне и определение индикаторов этой грамотности, определение значимости этого вида грамотности для подготовки специалистов и непрерывного
профессионального образования, интеграция в образовательные системы и т.д.
ПОНИМАЯ СЛОВО, ПОНИМАЕМ МИР
На первом же пленарном заседании с ключевыми докладами выступили Альберт БУКХОРСТ, эксперт Европейской сети школьных библиотек и информационной грамотности, профессор Университета Амстердама (Нидерланды), сосредоточивший внимание на понятии «медиа- и информационная грамотность» (
http://www.ifapc ru/files/News/Images/20 mil/Boekhorst.pdf), Энд ВИТВОРТ, профессор Университета Манчестера (Великобритания), расказавший о разработке концепции медиа- и инфо мационной грамотное (
http://www.ifapcom.ri files/News/Images/2012 mil/Withworth.pdf), Kэpoлин УИЛСОН, президент Ассоциации медиаграмотности, профессор Университета Западного Онтарио (Канада), сделавшая акцент именно на медиаграмотности, заметив, что все мы «понимая слово, понимаем мир». (
http://www. ifapcom.ru/files/News/lmages/2012/mil/Wilson.pdf).
Каждый из выступающих изложил свои дефиниции, но все они сошлись во мнении, что медиа- и информационная грамотность - умение не только находить, отбирать, оценивать, критически осмысливать необходимую информацию, но ещё и создавать её, общаться с её помощью с социумом, возводя тем самым фундамент для повышения качества собственной жизни. Что касается медиасоставляющей в этом определении, то её чётко описала Кэролин Уилсон как «набор компетенций, позволяющих человеку понимать, как работают современные медиа, какие смысловые модели используют, как они могут применяться для получения нового знания, как оценивать ту информацию, которую они предоставляют, как её генерировать самому человеку». В отчёте ЮНЕСКО для Десятилетия грамотности Организации Объединённых Наций (2003-2012) записано, что грамотность - больше, чем умение читать или писать - это умение общаться в обществе, вступать в социальные коммуникации, быть
социально востребованным, получать знания, владеть языковой культурой и культурой вообще. Те, кто владеет этими навыками, воспринимают их как само собой разумеющееся, а те, кто не обладает, исключаются из социальных коммуникаций.
«Грамотность как свобода», - вот самое главное в новых знаниях. Конечно, я не пишу обо многих других аспектах, связанных с дефинициями. Но это и невозможно сделать в одной статье. Я вновь отсылаю читателя к тем источникам, которые привожу здесь. В презентациях, докладах и уже упомянутой мною книге содержится огромный объём информации по теме. Замечу лишь, например, о том опыте, о котором рассказала Кэролин Уилсон. В Канаде существует Ассоциация по медиаграмотности (
http://www.aml.ca), разработаны онлайновые курсы по медиаграмотности для учителей в Атабаска Университете (
http://www. athabascau.ca/courses/cmns/315/medialit/ homepage.html), проходит Национальная неделя медиаграмотности (в 2012 г. она состоится с 5 по 9 ноября) и др.
Профессор Университета Веракруз Хесус ЛАУ (Мексика) посвятил свой доклад проблемам конвергенции медиаграмотности и информационной грамотности, обратив внимание, что сейчас в мире ничего не существует изолированно, мы живём одновременно в нескольких реальностях: текстовой, аудио- и визуальной, реальной и виртуальной, именно поэтому эти два понятия так тесно связаны между собой.
А Серап КУРБАНОГЛУ, декан факультета информационного менеджмента Университета Хаджеттепе (Турция), рассказывая о концепции информационной грамотности, фактически подтвердила все ранее высказанные утверждения коллег. Тема первого пленарного заседания была продолжена в панельной дискуссии, в которой к докладчикам присоединились Аарон АВИРАМ, руководитель Пентра прогнозирования будущего образования Университета им. Бен-Гуриона в Негеве, председатель Израильского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (Израиль); Ахмед Слад АЛЬ-БАСРИ, директор Департамента информации и Интернета Министерства культуры Ирака; П.М. ЛАПО, директор Фундаментальной библиотеки Белорусского государственного университета, президент Белорусской библиотечной ассоциации (Беларусь); А.В. ШАРИКОВ, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Российская Федерация). Вопросам интеграции двух видов грамотности посвятила выступление Н.И. ГЕНДИНА. директор Научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы, профессор КемГУКИ (Кемерово, Российская Федерация). Интересный поворот темы предложила Соня ШПИРАНШ, профессор Университета Загреба (Хорватия), которая сосредоточилась на влиянии социальных медиа, причём, как положительном, так и отрицательном. Социальные медиа сегодня - одни из самых активно посещаемых площадок коммуникации. Так, по данным компании ComScore, в 2011 г. каждая минута из пяти проведённых в Интернете приходится на социальные сети. И там формируется своя система общения, также требующая анализа. Профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва, Российская Федерация) И.М. ДЗЯЛОШИНСКИЙ обрадовал всех собравшихся тем, что мы давно живём в информационных матрицах.
ДАЙТЕ МНЕ ТОЧКУ ОПОРЫ, И Я ПОВЕРНУ ЗЕМЛЮ
Слова великого физика и математика классической античности Архимеда Сиракузского очень точно подходят к этой конференции, особенно к той её части, которая старалась найти рычаг, способный сдвинуть с места сложные задачи развития медиа- и информационной грамотности, то есть занималась практическими вопросами. Ключевым докладчиком третьего пленарного заседания, посвящённого вопросам стратегии развития и продвижения этих видов грамотности, стал Ральф КАТТС, директор компании Allimar Community Diagnostics (Сидней, Австралия). Он говорил об индикаторах информационной грамотности взрослого населения, связал воедино такие понятия, которые кажутся мало зависимыми друг от друга: развитие технологий, массовое высшее образование и изменения в гражданском обществе (
http://www. ifapcom.ru/files/News/Images/2012/ mil/Catts.pdf). Показал, какими бывают уровни знания и как необходимо применять и продвигать медиа- и информационную
грамотность на разных уровнях.
На пленарном заседании, посвященном региональным и национальным контекстам развития медиа- и информационной грамотности, своё видение проблемы и опыт работы представили участники из разных стран: Аргентины, Бангладеш, Марокко, Пакистана, Эквадора и др.). Очень интересные данные можно было узнать из выступления Сюзанны ФИНКЕЛЕВИЧ, главного научного сотрудника Национального совета по научно-техническим исследованиям Аргентины «Государственная политика в области медиа- и информационной грамотности в Латинской Америке: общий анализ и рекомендации». Она нарисовала яркую картину по информационной л медиаграмотности в странах Латинской Америки - Аргентине, Мексике, Бразилии, Чили, Колумбии, Мексике, Перу и Уругвае. Не буду пересказывать содержание её доклада, адресую читателей к источнику:
http://www.ifapcom.ru/files/News/lmages ... ievich.pdf. В нём подробно описаны существующие в этих странах программы, характер проникновения ИКГ и Интернета в каждой из стран, объёмы финансирования, уровень медиа- и информационной грамотности.
Параллельно с пленарными заседаниями вели свою работу две рабочие группы. Группа «Индикаторы медиа- и информационной грамотности» под руководством программного специалиста Сектора коммуникации и информации ЮНЕСКО Ирмгарды КАСИНСКАЙТЕ-БУДДЕБЕРГ разрабатывала набор содержательно и структурно выверенных индикаторов для конкретной целевой аудитории с учётом культурных и профессиональных особенностей. Почему так важен разговор об индикаторах? Что выбрать в качестве показателей грамотности или отсутствия таковой? Об этом шла речь на заседании данной группы. В кулуарах конференции я встретилась с Л.А. НАЙДЁНОВОЙ, заместителем директора, заведующей лабораторией психологии массовой коммуникации и медиаобразования Института социальной и политической психологии Национальной академии педагогических наук Украины. Она участвовала во всех встречах группы и рассказала, о чём говорили коллеги: «Индикатор - это измерительный инструмент, линейка, при помощи которой можно что-то измерить. Раньше не было медиаобразования как отдельного института, теперь оно появляется в школе, вузе. Существовали индикаторы для измерения информационной грамотности, ими пользовались библиотеки, но не было индикаторов медиаграмотности. В Европе медиаграмотность как отдельный предмет существует давно. Первые экспериментальные программы для школьников появились ещё в 1960-х гг. Тогда в качестве медиаисточников рассматривались киноискусство и телевидение. Медиаграмотность определялась как навыки, позволяющие ученикам отличить хорошие образцы поведения медиагероев от плохих. С 1980-1990-х гг. в Англии, Франции, Германии и других странах эти курсы были частью школьной программы. С 2000-х гг. с развитием Интернета стало очевидным, что невозможно отдельно учить медиаграмотности и медиакультуре и информационной культуре. Но просто механически объединить два инструмента и начать мерить новое явление также невозможно, нужно интегрированное качество. Поэтому встала необходимость критически посмотреть на те и другие инструменты измерения, выработать единые и для медиа-, и для информационной грамотности анкеты, опросники, исследования, тестирования. Например, ответ на вопрос «Какие самые большие телекомпании у вас в стране?» показывает, насколько информирован человек о том, из чего состоит медиапространство сегодня, кто его создаёт, кто в нём участвует и т.д. Это, конечно, упрощённый вариант, но он показывает смысл разработки данных показателей. Вопросы могут быть самыми разными, касающимися наличия/отсутствия Интернета, умения пользоваться техническими средствами, умения критически осмысливать прочитанное/увиденное и т.д. В нашей стране в 2010 г. принята концепция медиаобразования, в которой прописаны три его целевые составляющие: формирование медиа-иммунитета (когда человек сам себя может защитить от нежелательных воздействий медиа- и информационной среды), критического мышления (человек должен уметь анализировать и проверять информацию, не принимать на веру всё то, что он видит, читает), иных компетентностей, связанных с использованием различных типов ресурсов для выполнения жизненно важных задач. На конференции мы ещё не выработали самих индикаторов. Индикаторы - это чётко сформулированные вопросники. Сейчас шла речь о концепте. Выделили три главных компонента. Первый - это доступ и извлечение медиаинформации, второй - оценка и понимание медиаинформации, третий - использование и создание медиаинформации. И каждый из этих компонентов имеет подкомпоненты. Первый имеет подкомпоненты: определение расположения информации (где она находится, как её извлекать), критическая осведомлённость (распознание влияния медиа-информации на общество). Второй компонент содержит четыре подкомпонента: понимание медиаинформационного содержания и индустрии, осознание различных форм медиаинформации, анализ и оценку этой информации, её организацию и синтез. Третий компонент затрагивает сложный ресурсный аспект. В этой области определение подкомпонентов оказалось пока сложным, слишком разные точки зрения.
В окончательном варианте будет, как я уже сказала, разработан опросник. Мы должны чётко понимать, что, как и для чего мы будем измерять. Возможно, в итоге получится интернет-тестирование. В качестве образа той целевой аудитории, которую мы будем мерить, было предложено выбрать студентов последних курсов педагогических вузов, которые ещё не имеют опыта работы, но уже имеют опыт на уровне практики. Иными словами, выпускник педагогического вуза, который имеет намерение учить медиа- и информационной грамотности, должен сам обладать такой компетентностью». Председатель Секции по информационной грамотности ИФЛА Мария Карме ТОРРАС КАЛЬВО возглавила работу над определением основных стратегических направлений развития медиа-и информационной грамотности во всём мире и подготовкой проекта итогового документа конференции - «Декларации о медиа- и информационной грамотности» (полный текст документа доступен по адресу:
http://www.ifapcom.ru/files/News/Images/2012/ mil/Moscow__DecIaration_on_MIL_ rus.pdf).
При поддержке Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО) был организован круглый стол «Инструменты развития медиа- и информационной грамотности. Проблемы региональной адаптации Учебной программы ЮНЕСКО по медиа- и информационной грамотности для преподавателей». Начатое ещё в декабре 2011 г. обсуждение обеспечило платформ для адаптации программы ЮНЕСКО для преподавателей как одного из важных инструментов продвижения медиа- и информационной грамотности. Российские и зарубежные эксперты также делились впечатлениями о том, как можно использовать в учебном процессе Руководство по медиа- и информационной грамотности, подготовленное ИИТО и Финским обществом медиаобразования.
На конференции была развёрнута выставка изданий Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегионального центра библиотечного сотрудничества. Информация и знания являются стратегически важными ресурсами социального, экономического, политического, образовательного, технологического и культурного развития любой страны. Экспоненциальный рост данных и информации, усиливающийся цифровой разрыв между странами, появление новых технологий и стремительное развитие техники, изменения на политической карте мира, в мировой экономике - всё вместе это усиливает потребность в качественном знании, а следовательно, и в тех компетенциях, которые помогают получить это знание. Медиа- и информационная грамотность, безусловно, находятся в этом списке обязательных компетенций современного человека.